Ежедневная доставка грузов самолётом
Работаем с 2008 года

Прочтите, прежде чем начать бизнес с Китаем!



Этот пост, о сотрудничестве с китайскими поставщиками, вызвал оживлённую дискуссию в одном профильном сообществе логистов на Фейсбуке и собрал несколько сотен лайков. Мы процитируем его полностью, а затем выскажем своё мнение.

«Давно работаю с иностранными поставщиками – начинала в транспортно-экспедиторской компании, потом была компания-импортер, а сейчас сосредоточилась на консалтинге. Накопилось много интересной информации – возможно, кому-то она покажется полезной.

Хочу поговорить про особенности заключения договоров с китайскими поставщиками – на что обратить внимание, чтобы обезопасить себя от непорядочного поставщика и не вступать в излишнюю коммуникацию с проверяющими и контролирующими органами на территории РФ.

Считается, что китайцы предпочитают личные договоренности формальностям, зафиксированным в контракте. Еще бы – личные договоренности легко можно нарушить, а вот как составить договор, чтобы китайцы воспринимали вас всерьез и не испытывали соблазнов нарушить свои обязательства, я сейчас вам расскажу.

Не буду распространяться об общеизвестных фактах, остановлюсь на ключевых моментах.

  1. Лицо, представляющее поставщика. Им не может быть абстрактный китайский весельчак Ли, который вам присылает по мейлу котиков и обещает золотые горы. Имя уполномоченного лица, должно быть зафиксировано в бизнес-лицензии (аналог нашего свидетельства ОГРН) и состоять из двух иероглифов – фамилии и имени. Никаких Джонов и Мэри. Кстати, про иероглифы. Обычно составляют договоры на русским и английском, но я рекомендую в качестве второго языка выбрать китайский – объясню чуть позднее почему.
  2. Условия оплаты. Здесь нужно приложить максимум усилий, чтобы уйти от стандартных 70 /30 или 60/40. И раздробить авансовые платежи по максимуму. Например, 10% при оформлении заказа, 10% после уведомления о готовности груза, 10% при передаче груза экспедитору, 10% при подаче ДТ, 10% при доставке груза на склад. Китайцы будут сопротивляться, но оборону нужно держать. Так мы защитим себя и от недобросовестного поставщика, и от санкций за нарушение валютного законодательства – мы же не забываем, что ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле возлагает обязанность по получению и возврату денежных средств на резидента, то есть на вас с нами, а сами штрафные санкции, как правило, рассчитываются на основе суммы, переведенной контрагенту – меньше сумма, меньше штраф
  3. Место судебных разбирательств. Как бы экстравагантно это не звучало, но выбираем Китай. Континентальный Китай. Судебный орган — Пекинская арбитражная комиссия (Beijing Arbitration Commission, BAC) или- Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC). И это очень логично – решения ни европейских арбитражных комиссий, ни нашего родного арбитражного суда никто исполнять не будет. А мы помним – деньги потеряли, а тут еще валютный контроль нависает со своими штрафами. Китайцы могут до хрипа в горле убеждать вас в важности личных договоренностей, но когда они видят в контракте BAC или CIETAC в качестве судебного органа, они впервые начинают вас воспринимать всерьез. Кстати, там можно выбрать иностранного арбитра.
  4. Нормы права – выбираем опять Китай. Это российское законодательство китайцам можно нарушать налево и направо, а вот к своим законам они относятся с должным уважениям. Обычно импортеров пугают перспективы взаимодействия с китайской правой системой, но найти хорошего юриста, говорящего по-английски в Китае несложно, а стоимость его услуг не будет существенно отличаться от российских коллег.
  5. Основной язык договора. Как вы догадываетесь, китайский. Переводы документов делаем у себя дома, а то в Китае вам напереведут.
  6. В договоре указываем максимум деталей – что точно включает в себя сумма контракта, санкции, процедура проверки документов, инструкцию по маркировке, гарантийные сроки, процедуру возврата продукции для гарантийного ремонта или ремонта на месте. присутствие представителей покупателя на контрольной инспекции готовой продукции и т.д. и т.п.
  7. Санкции. Рекомендую использовать на стандартные 0,1-0,2 % за день просрочки, а прогрессивную шкалу: неустойку в размере 0,1% стоимости не поставленных в срок товаров за каждую полную календарную неделю в течение первых 4 недель задержки, 1% стоимости не поставленных в срок товаров за каждую последующую календарную неделю в течение вторых 4 недель и 10% за каждую третью календарную неделю в течение третьих 4 недель и т.д.
  8. Оформление. Про подписантов уже сказала. Со стороны китайцев договор должен быть заверен красной круглой печатью с красной звездочкой посередине. Иероглифы на печати должны совпадать с названием компании в договоре, а название компании договоре должно совпадать с названием в бизнес-лицензии. Подпись состоит из двух иероглифов – никакой латиницы и кириллицы.
  9. Каждая страничка должна быть подписана сторонами, а договор сшит, пронумерован, заверен печатями и подписями.
  10. Оригиналы. Добейтесь от китайцев оригинального экземпляра договора, чтобы не получилось, что я не я, и лошадь не моя, и я не извозчик. Именно так и скажет добропорядочный китаец, приглашенный на судебное разбирательство. А сканы… Ну, фотошопом все умеют пользоваться, а судья на этой фразе обычно одобрительно кивает.
  11. И последнее – насущное. Фабрики континентального Китая, как правило, не владеют экспортной лицензией, поэтому контракт обычно заключают с гонконгской компанией-экспортером, которая в случае неисполнения обязательств несет ответственность в пределах своего уставного капитала, поэтому если вы заключили контракт на 500 000 долларов, то ждать вам остается только у моря погоды и попутного ветра. Нужно или искать более надежного поставщика на континенте или требовать заключения договора поручения между экспортером и производителем.

В общем, удачного и плодотворного сотрудничества с Поднебесной»

Реакция в сообществе на него была — от подчёркнуто скептической, до откровенно восторженной: «Браво! Ваш пост заменяет 100-тыс рублевые 3 дневные тренинги по работе с Китаем!».

Теперь наш комментарии, как практиков, потерявших не мало денег на внешне-экономической деятельности при работе с Китаем и наступивших не на один десяток граблей.  Никакой, даже самый подробный договор не сможет дать полную гарантию того, что ваши интересы будут соблюдены. И победа в суде не является синонимом возврата денег на счёт и компенсации всех расходов на ведение тяжбы.  Диктовать свои условия, большинству солидных производственных компаний можно, только имея заказ на очень крупную сумму, представляющую интерес для серьёзных китайских предпринимателей.

Представьте аналогичную ситуацию в России – зарубежный покупатель может заключить идеальный по форме контракт, безупречный с точки зрения самого дотошного юриста. И даже выиграть иск и получить на руки Исполнительный лист. Но понимание того, что Исполнительный лист это не деньги, придёт к нему значительно быстрее, чем таких документов накопится полная тумбочка. А ещё, предположите итоги визита такого покупателя на крупный завод, например «Северсталь» с требованием подписать контракт, включающий в себя специальные условия, для покупки пары тонн оцинкованного листа.

Значительно снизить риски способен личный визит на производство в Китай, знакомство с управляющими и собственниками, а также контроль работ, осуществлять который должен представитель покупателя или независимый инспектор, но ни в коем случае не представитель, рекомендованный производителем. Именно поэтому, все крупные иностранные компании, размещающие заказы на фабриках в Китае, содержат целый штат инженеров, принимающих личное участие в контроле соблюдения технического задания.

Что делать, если Вы только начинаете свою работу с китайскими партнёрами? Быть готовыми к риску и использовать услуги инспекторов в тех случаях, когда стоимость ошибки может быть кратно выше, чем расходы на такой сервис. Специалистов, предоставляющих услуги по контролю контрагентов и сопровождению выполнения заказов можно найти в интернете или поставить такую задачу перед нашей компанией.  Мы обязательно поможем.


Теги:

Поделится






Читайте также